Исследовательская ассоциация MIRA (Motor Industry Research Association) провела исследования того, как воздействуют на сколы и трещины лобовых стёкол перепады температуры, передвижение автомобиля по различным неровностям.
Холодная погода.
В холодную погоду стёкла будут стремиться к более вогнутой форме. В результате этого, велика вероятность образования из сколов горизонтальных трещин. По данным MIRA, сколы предрасположены к образованию трещин при -100С более чем на 80%. Испытания при 00С почти в 60% случаях, привели к образованию трещин.
Жаркая погода.
Теплые погодные условия могут служить причиной образования трещин из сколов, которые располагаются преимущественно вертикально. Исследования, проведенные MIRA, говорят о том, что излишнее тепло искажает форму лобового стекла, что может привести к самопроизвольному растрескиванию. Вместе с тем, так же было обнаружено, что охлаждающий эффект кондиционера – явная причина распространения трещин в жару.
Вождение и стресс «усталости».
Передвижение по неровностям, выбоины, преодоление «лежачего полицейского» и подобные ситуации могут привести скол к «взлому». Силы, которые воспринимает автомобиль при движении по неровностям, оказывают давление на край скола, что очень часто приводит к образованию трещин.
Хотя и невозможно однозначно сказать, как долго скол может принимать различного рода «стрессы», исследование показывает, что изменение температуры и просто «усталость» повреждения при вождении, в конечном итоге, является причиной образования или роста трещин на лобовом стекле.
Из своих наблюдений можно добавить, что чем более жёсткая подвеска у автомобиля, тем более вероятен сценарий того, что из стекла «вылезет» трещина (вклеенное стекло – силовой элемент кузова, воспринимающий всё, что «глотает» подвеска). На таких автомобилях и после ремонта могут возникать некоторые «нюансы».
Одной из причин образования трещин являются перекосы кузова. Перекос возможен даже тогда, когда автомобиль поднимается на домкрате. У автомобиля, побывавшего в серьезной аварии, стекло может просто «рвать» по причине того, что и после ремонта «геометрия» кузова может не соответствовать заложенной на заводе. Тоже изменение геометрии кузова происходит и в тех случаях, когда сбивают человека и он попадает в проём лобового стекла. Геометрия кузова смещается на какие-то миллиметры, что не заметно ни по стойкам, ни по капоту, ни по крыше, а стекло после вклейки «рвёт» (образуются трещины без видимых точек удара).
Добавим, что при следующих обстоятельствах изменение температуры стекла может привести к его дальнейшему разрушению (образованию трещин):
- На холодное стекло направлен горячий воздух;
- Холодное (нагретое) стекло моется горячей (холодной) водичкой;
- Стекло очень сильно нагрето на Солнце (например летом, в жару рука не терпит прикосновения к зоне шелкографии;
- Нагретое изнутри стекло вдруг резко охлаждается порцией холодного снега (знакомая ситуация, когда бросают снег на нагретое изнутри стекло, чтобы его очистить от грязи);
- Теплое стекло остывает при понижении температуры (в холода мы рекомендуем владельцам, чтобы покидая автомобиль, стоящий на стоянке, они минут на пять оставляли двери открытыми, чтобы выровнять температуру в салоне и на улице);
- Переохлаждение нагретого стекла кондиционером.
Мы обратили внимание, что разрушающе как на повреждения, так и на стекло в общем, в большей степени, все-таки, воздействует нагрев. В любые морозы с ремонтом на стекле у автомобилей, которые не эксплуатируются, почти никогда ничего не происходит (вероятно, это напрямую связано с качеством применяемых полимеров). Именно нагрев, порой даже незначительный, из маломальского скольчика «будит дремлющего зверя» Предположительно, этим обусловлено и то, что одним из тестов для полимеров является устойчивость к повышению температуры.
|